ПОЛЕТЫ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению эксплуатации вертолетов при полетах на малых высотах, необходимо несколько слов сказать о переходном режиме полета вертолета: с режима висения в полет с поступа­тельной скоростью. В момент перехода нарушается балан­сировка вертолета, о которой нужно знать заранее.

Рассмотрим физическую сущность перехода с режима висения в полет с поступательной скоростью. На режиме висения в продольной плоскости вертолета действуют сила тяги несущего винта и сила веса вертолета. В момент пе­рехода ручка управления вертолетом отдается от себя, в результате чего происходит наклон кольца автомата пере­коса также вперед. Этот наклон приводит к наклону силы тяги несущего винта. Раскладывая силу тяги на верти­кальную и горизонтальную составляющие (рис. 69), вид­но, что вертикальная составляющая стала меньше силы веса вертолета. Под действием горизонтальной составляю­щей силы тяги несущего винта, а также под действием разности силы веса и вертикальной составляющей силы тяги несущего винта, если не вмешиваться в управление, вертолет будет одновременно двигаться вперед и сни­жаться. Снижение будет продолжаться до тех пор, пока вертолет не наберет необходимой поступательной скоро­сти, так как на поступательной скорости (вплоть до так

называемой экономической скорости) потребные для по­лета мощности уменьшаются (рис. 70).

Но если переход происходит с небольшой высоты висе — ния (1,5—2 м), то не исключена возможность удара вер-

тельной скоростью:

сила веса вертолета

толета передними колесами (или одним колесом) о землю с последующим пробегом по земле, а иногда и поломкой

шасси и вертолета.

Величина потери высоты в момент пере­хода, или, как говорят, «проседание» вертоле­та, зависит во многом от темпа дачи ручки управления от себя. Если ручка управле­ния энергично отдает­ся от себя, то «просе­дание» вертолета зна­чительно больше, чем при медленной ее от­даче. Однако в послед­нем случае разгон по­лучается более вялый. «Проседание» вертолета объясняется тем, что при энер­гичной отдаче ручки происходит резкое относительное увеличение силы веса по сравнению е вертикальной со-
ставляюшей силы тяги. При медленной отдаче ручки пре­вышение силы веса настолько незначительно, что оно почти компенсируется начинающейся сразу же при отдаче ручки и все увеличивающейся поступательной скоростью вертолета за счет уменьшения потребной мощности двига­теля при разгоне вертолета.

Чтобы «проседания» вертолета не было, нужно иметь запас наддува рк двигателя с целью использования его в момент перехода. Различные типы вертолетов требуют различного по величине наддува. Так, для вертолета Ми-4 с нормальным полетным весом при увеличении скорости от О до 15—20 км/час в начале разгона на высоте 1,5—2 м требуется увеличить наддув двигателя на 100—120мм рт. ст. В этом случае разгон происходит без снижения. Если в начале разгона Ри не увеличить на эту величину, то вер­толет за время разгона до скорости 15—20 км/час поте­ряет высоту на 1—1,5 м.

Особое внимание на «проседание» вертолета в момент перехода с режима висения в полет с поступательной ско­ростью следует обращать тогда, когда на висении уже пол­ностью использована мощность двигателя и отсутствует какой-либо ее избыток. Это бывает, когда переход с ре­жима висения осуществляется на вертолете в перегру­зочном варианте вне влияния «воздушной подушки» и при эксплуатации вертолета в высокогорной мест­ности.

Полеты на малых высотах в практике эксплуатации вертолетов выполняются с целью обучения летчиков, при выполнении тактических задач, а также при невозможности руления по плохому грунту. Полеты на этих высотах про­изводятся с коррекцией газа в положении «большой газ». Такое положение коррекции газа позволяет при необходи­мости использовать всю мощность двигателя. Как уже было сказано, полеты на малой высоте в зоне влияния «воздушной подушки» требуют меньшей мощности двига­теля, чем на высоте вне зоны ее влияния. Это следует учи­тывать при полете на небольшой высоте над неровной земной поверхностью и оврагами. Если на небольшой по­ступательной скорости лететь над оврагом, то в результате увеличения расстояния от поверхности земли до летящего вертолета уменьшается влияние «воздушной подушки» и вертолет «просядет». В некоторых случаях, особенно на тя­желых вертолетах, обладающих большой инерцией, а так­же на вертолетах с незначительным избытком мощности

двигателя, не удается вовремя прекратить «просадку». Для предупреждения подобных явлений нужно помнить, что с увеличением высоты и скорости полета вблизи земли влия­ние «воздушной подушки» уменьшается. Для каждого вер­толета имеется скорость, при которой в зависимости от вы­соты полета влияние «воздушной подушки» исчезает. Для вертолета Ми-4, например, эта скорость при полете на вы­соте 2 м равна 60 км/час по прибору, а при полете на вы­соте 4 м — 50 км/час. Общее правило такое: с увеличе­нием высоты полета над землей влияние «воздушной подушки» исчезает на меньшей скорости поступательного полета. Объясняет­ся это тем, что с увеличением высоты полета уменьшается и эффект от «воздушной подушки», которая совершенно исче­зает, если высота полета равна или более полутора радиу­сов несущего винта вертолета, даже тогда, когда отсут­ствует поступательная скорость полета. Графически зависи­мость скорости от высоты полета, при которой исчезает влияние «воздушной подушки», показана на рис. 71.

Чтобы избежать влияния «воздушной подушки» при по­летах на малой высоте над сильнопересеченной местно­стью (овраги, балки, обры­вы), полеты следует произ­водить на высотах более по­лутора радиусов несущего винта или со скоростью, при которой это влияние пропа­дает. При полетах над силь­нопересеченной местностью могут действовать нисходя­щие и восходящие потоки воздуха, которые услож­няют пилотирование верто­летом. Поэтому полеты луч­ше производить на высоте не ниже указанной и со ско­ростью 60—80 км/час по прибору, так как в этом случае будет обеспечена нормальная управляемость вертолета.